Banner

Участники дискуссии эксперты из США и России обсуждают политику, геополитические интересы и дают рекомендации по шагам, которые могут быть предприняты для мирного разрешения корейского конфликта.

На программе выступают: Заведующий Отделением Кореи и Монголии Института востоковедения РАН д-р Александр Воронцов (Россия), Специалист по связям с Конгрессом американского отделения Федерации за всеобщий мир Каллеф Моффит (США), Член Палаты представителей (1983-2013гг) Дэн Бертон (США), Директор Корейского отдела Центра национальных интересов Гарри Казианис (США), Старший научный сотрудник Института Международных и стратегических отношений Барталомью Курмон (Франция).

Кристиан Кечскес, сопрезидент, Международной ассоциации «Молодежь и студенты за мир», Венгрия

Отношения между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея (РК) в значительной степени находились под влиянием геополитической и геостратегической борьбы за власть между восточными коммунистическими режимами и западными демократическими силами, поэтому требуется небольшой анализ, чтобы понять, что возможность воссоединения зависит от политической воли и интересов крупнейшего игрока на Западе, США, и двух основных игроков на Востоке, Китая и России. Стремясь глубже погрузиться в сложный мир упомянутой борьбы за власть, Федерация за всеобщий мир в сотрудничестве с фондом «Вашингтон таймс» провела вебинар с целью раскрыть дипломатические шаги действующей администрации Байдена по улучшению отношений между Севером и Югом.

Конференция началась с краткого введения в тему г-жи Кэли Моффитт, представителя Федерации за всеобщий мир в Конгрессе, после чего последовали четыре выступления уважаемых участников дискуссии с глубоким пониманием области анализа внешней политики. Выступления были следующими:

- Достопочтенный. Дэн Бёртон, Палата представителей США (1983-2013)

- Г-н Гарри Казианис, заведующий отделом корееведения, Центр национальных интересов

- Д-р Бартелеми Курмон, старший научный сотрудник Института международных и стратегических отношений (IRIS), Франция

- Д-р Александр Воронцов, заведующий отделом корееведения и монголоведения Института востоковедения Российской академии наук; Доцент, аналитический центр МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)

Вебинар завершился сессией вопросов и ответов с вопросами из аудитории.

________________________________________

В своем выступлении достопочтенный Дэн Бертон объяснил, что действующая администрация Байдена - хотя и косвенно - во многом повлияла на возможность воссоединения Кореи. Г-н Бертон заявил, что первоочередной задачей указанной администрации является укрепление полжения Соединенных Штатов настолько, чтобы они могли распространять свое влияние за рубежом. Он указал на потенциальные риски вследствие постоянно растущего государственного долга, подпитываемые попытками администрации удержать экономику на плаву, а также её решение сократить военный бюджет, тем самым уменьшая потенциал США по защите своих интересов за рубежом. Г-н Бертон для сравнения отметил быструю милитаризацию Китая. Он добавил, что одним из решающих факторов, которые могут помочь воссоединению полуострова, является последовательная внешняя политика США в отношении Северной Кореи и попытки возобновить рабочий диалог, которые делались во время администрации Трампа, но отсутствовали во время администрации Байдена. «Это докажет нашим противникам, что мы готовы сделать всё необходимое, и убедит наших друзей, что мы с ними, когда это необходимо», - добавил он.

Конгрессмен Бертон также выразил обеспокоенность на конкретном примере позиции нынешней администрации по американо-израильским отношениям. Он объяснил: сейчас мы видим, что администрация не только не помогает Израилю в защите его суверенитета, но и осуждает это государство, поддерживая сторону террористической организации ХАМАС.

Отвечая на вопрос из зала относительно возможности конструктивного сотрудничества без санкций между США и КНДР, г-н Бертон указал на важность проведения личных встреч между лидерами указанных стран. Он подробно остановился на возможности экономической поддержки, но подчеркнул, что предварительным условием для любой сделки является личная встреча. В своем заключительном слове г-н Бертон заявил, что технологии способны положить конец ядерному оружию, и напомнил о так называемом плане «звездных войн» администрации Рейгана, который предназначался для сбивания ракет в атмосфере, в результате чего ядерное оружие стало бы устаревшим.

Г-н Гарри Казианис начал с того, что повторил мысль конгрессмена Бертона о прогрессе предыдущей администрации в развитии стабильных отношений с КНДР, которые зашли в тупик с избранием администрации Байдена. Он отметил, что, хотя диалог Трампа и Кима был скорее символичным, чем практичным - например, это не привело к ядерному разоружению, - это было началом. Он также указал, что внезапное затишье внешнеполитических действий было в значительной степени связано с пандемией Covid-19, которая вынудила США и КНДР заняться внутренними делами, а не внешними.

Г-н Казианис также объяснил политический характер проблемы, указав, что администрация Байдена находится на ранней стадии, она ищет возможности узаконить свою политику, и, учитывая хорошо известную сомнительную надежность КНДР, президент, скорее всего, не будет стремиться к возобновлению рискованных переговоров, которым сейчас не хватает политического капитала.

Касаясь темы воссоединения, Казианис заявил, что твёрдо уверен в воссоединении корейского народа, хотя оговорился, что это событие не состоится в обозримом будущем. Он добавил, что вполне вероятно, внезапные изменения могут произойти из-за краха режима Кима, краха, связанного с его жёсткой структурой и отказом от реформ. «Когда режим действительно развалится… всё произойдет внезапно, и я думаю, что это будет величайший международный кризис», - заключил г-н Казианис, намекая на потенциальные проблемы, проистекающие из события, после которого международному сообществу необходимо будет действовать быстро и эффективно, чтобы обезопасить ядерное оружие и помочь восстановить общество.

На сессии вопросов и ответов г-н Казианис также упомянул важность принятия официального заявления об окончании Корейской войны; это может стать хорошим толчком для начала диалога между КНДР и США и послужить политическим капиталом для Ким Чен Ына, который сможет заявить, что он сделал то, чего не мог сделать ни один лидер КНДР. В своем заключительном выступлении д-р Казианис отметил, что по мере выхода мира из пандемии Северная Корея также будет медленно возвращаться к своим прежним практикам, таким как испытание оружия, поэтому мир должен быть готов к дальнейшим шагам воздействия КНДР на международное сообщество.

Присоединяясь к обсуждению с европейской точки зрения, д-р Бартелеми Курмон обратился к, казалось бы, новому облику Соединенных Штатов, представленному президентом Байденом во время его встреч с мировыми лидерами, включая президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина. «Мы видели множество улыбок, добрых намерений, обещаний, когда речь заходит, например, о многосторонности, но в конце концов мы также увидели ограничения этой администрации», - отметил д-р Курмон. Он указал, что часто упоминаемая и широко поддерживаемая идея ядерного разоружения Северной Кореи во время президентства Байдена лишена вероятности из-за продолжающейся геополитической борьбы региональных игроков, таких как Китай. Он пояснил, что в настоящее время Северная Корея не проявляет никакого интереса к Соединенным Штатам, поскольку её приоритетом является выживание, которое достижимо лишь за счет использования ядерной энергии. «Мы знаем, что у них есть ядерное оружие, и мы знаем, почему они хотят сохранить свой арсенал: именно для того, чтобы выжить», - добавил он.

Доктор Курмонт также отметил, что ни Буш, ни администрация Обамы не вели реального диалога с КНДР, и именно поэтому решение администрации Трампа о встрече с Ким Чен Ыном, которое подверглось резкой критике в Европе, нарушило статус-кво. С должной справедливостью д-р Курмонт отметил, что этим встречам не хватало повестки дня, или видения региона, но, как он выразился, «по крайней мере, они встретились». Он также отметил, что в ближайшие четыре года этого нельзя ожидать от президентства Байдена.

Говоря о возможности воссоединения, доктор Курмонт также привнес в диалог социологический аспект, основанный на его собственном опыте преподавания в Южной Корее. Когда его спросили, он объяснил, что все корейские студенты поддержат воссоединение, но не обязательно будут думать о его последствиях. Он спросил своих студентов, готовы ли они считать своих северных братьев равными и потратить много денег на восстановление страны, либо просто признать их право голоса, что может полностью изменить политический ландшафт. Когда дело доходит до всех этих вопросов, ответ в значительной степени такой: «Ну, мы бы с удовольствием, но мы не готовы».

Завершая свое выступление, доктор Курмон объяснил, что предстоящие выборы в Южной Корее могут изменить правила игры в отношениях двух Корей, где будущее правительство должно принять решение строить свою политику отношений с Севером либо на диалоге, либо на ожиданиях. «Основано ли будущее Южной Кореи на более прочном, основательном и мирном диалоге с Северной Кореей, или наоборот, возвращаемся ли мы к позиции администрации Байдена, и есть ли у нас какие-то особые претензии или ожидания, когда дело касается ядерного арсенала Северной Кореи? Так стоит вопрос».

Во время сессии вопросов и ответов д-р Курмон подробно остановился на том факте, что существует не так много возможных решений для урегулирования спора в отношении Северной Кореи без использования санкций, и подчеркнул важность сохранения таких санкций для усиления давления на страну посредством всеобъемлющего международного соглашения, следя за тем, чтобы все актеры «вели честную игру». Однако он отметил, что санкции сами по себе не приведут к демократизации, но их можно использовать как инструмент переговоров.

В своем заключительном слове д-р Курмонт подчеркнул важность диалога и обмена различными точками зрения на тему объединения Кореи и отметил, что сами участники дискуссии отражают многообразие, необходимое для поддержания дискуссии.

Последним выступающим на вебинаре был доктор Александр Воронцов. Он согласился с предыдущими участниками дискуссии в том, что администрация Байдена применяет новый поэтапный подход, при котором полная денуклеаризация является маловероятной возможностью, однако он сомневался, достаточно ли этого для возобновления диалога.

Каждая сторона ждёт первого шага от другой стороны, но ни одна из них не готова сделать это. Однако практические шаги важны. Северная Корея заявляет, что она в одностороннем порядке уничтожила часть своей ядерной инфраструктуры перед саммитом в Ханое, и теперь она ожидает чего-то взамен, то есть каких-то практических шагов с американской стороны. С другой стороны, США заявляют, что они назначили специального посланника в Северной Корее, г-на Сунг Кима, что уже является значительным шагом. Но для него это всего лишь второстепенная работа, так как он остается послом США в Индонезии.

В качестве первого шага к воссоединению следует возобновить общение между двумя Кореями. Южная Корея пыталась возобновить связь, но северокорейцы пока отказываются. В этом можно винить администрацию Трампа, поскольку северокорейцы ожидают одобрения некоторых практических шагов со стороны американцев в области межкорейского экономического сотрудничества. Их подход заключался в том, чтобы оказывать максимальное давление на Северную Корею, но им это не удалось. Вопрос в том, позволит ли администрация Байдена Южной Корее поступить иначе. Необходимы некоторые практические шаги, и это очень важно как для отношений США и Северной Кореи, так и для отношений Южной Кореи и Северной Кореи.

Тем не менее, благодаря президенту Трампу был достигнут некоторый скромный, но практический прогресс. Ситуация на Корейском полуострове относительно стабильна. На северокорейской стороне не проводятся испытания ракет большой дальности, а в Южной Корее нет крупномасштабных военных учений. И Россия, и Китай разделяют принцип нераспространения ядерного оружия. Что реально достижимо, так это сохранение нынешней относительно спокойной ситуации, так как это поможет предотвратить проведение Северной Кореей дальнейших ядерных испытаний или испытаний ракет большой дальности. В нынешней ситуации действует ограничение на дальнейшую разработку ракет, и это очень важно, поскольку, если они продолжат развивать эту технологию, процесс станет необратимым. Так что важно хотя бы попытаться сохранить эту ситуацию. Это скромный, но практичный и достижимый результат.

Что касается перспектив объединения, США пытались изолировать Северную Корею, чтобы не допустить северокорейцев на работу в других странах. Например, муж работает в другой стране, предположим, в России, и отправляет деньги своей жене в Северную Корею, что позволяет ей открыть небольшой бизнес. Это был источник рыночной экономики в Северной Корее. Однако сейчас это в основном прекратилось. Вопрос в том, готова ли администрация Байдена к смягчению санкций, ведь без этого нет надежды на возобновление диалога. Доктор Воронцов считает, что единственный путь вперёд - это долгосрочное сосуществование двух Корей, в ходе которого они будут экономически сотрудничать в процессе постепенного взаимодействия, как это имело место в период правления президентов РК от Ким Дэ Чжуна до Но Му Хёна, и через соглашения, подписанные на межкорейском саммите 2008 года.

Заключительное слово

В своем заключительном слове конгрессмен Дэн Бертон продвигал идею стратегической оборонной инициативы, первоначально разработанной при президенте Рейгане, чтобы сбивать приближающиеся ракеты. Он считает, что с помощью современных технологий эту инициативу можно возобновить, и в результате ядерное оружие и ракеты, на которых оно установлено, станут устаревшим оружием.

В заключение д-р Курмон описал свой трехлетний опыт работы в Чхунчхоне в Южной Корее около 38-й параллели, в течение которого его попросили провести лекцию по межкорейским отношениям, так как они хотели узнать точку зрения со стороны. Он сказал, что эта дискуссия напомнила ему о важности поддержания диалога по этому вопросу.

Доктор Воронцов объяснил, что, когда он как приглашенный профессор преподавал иностранным студентам в Южной Корее, он встретил на улице молодого русского студента, учившегося в том же московском университете, который он окончил сам. Доктор Воронцов сказал, что он был шокирован, так как впечатление этого студента от Южной Кореи 2000-го года было таким же как у него самого, когда он был в Северной Корее 20 лет назад; в том смысле, что и там, и там присутствует коллективный образ жизни, вытекающий из конфуцианства. И это дает ему надежду, что объединение в будущем возможно, несмотря на все различия.

Далее г-н Казианис сказал, что мы должны держать руку на пульсе. Северная Корея в настоящее время страдает от проблем, с которыми ей не приходилось сталкиваться с 1990-х годов, включая голод, тайфуны, экологические проблемы, вопросы стабильности режима. Как и при распаде Советского Союза, мы не знаем, насколько устойчив такой режим. В заключение г-н Казианис сказал, что он не предсказывает крах северокорейского режима, но определенно прогнозирует неизбежные проблемы впереди. «Тот факт, что они не проводили испытания какого-либо оружия в последнее время, не означает, что они не будут делать этого в ближайшем будущем», - предупредил он.