Banner

Учитывая крайне ограниченные внутренние ресурсы, достижение указанных целей невозможно без внешней помощи. Несмотря на официальные лозунги о самостоятельности национальной экономики, экономическое развитие Северной Кореи существенно зависит от сотрудничества с иностранными государствами, являющимися для нее важным источником сырья, промышленных и потребительских товаров, иностранной валюты, инвестиций и новых технологий. И руководство страны это прекрасно понимает. В связи с этим важными элементами экономической политики КНДР в XXI веке являются активное привлечение иностранных инвестиций, диверсификация торговых связей и расширение международного экономического сотрудничества.

Стратегия привлечения иностранного капитала в Северную Корею основывается на допуске и стимулировании его притока в отдельные поощряемые секторы, где инвесторы получают дополнительные льготы, и на определенные ограниченные территории, получающие статус особых экономических зон.

Законодательная база, регулирующая вопросы притока прямых иностранных инвестиций в Северную Корею, начала формироваться с принятия в 1984 г. закона «О совместных предприятиях». В 1992 г. был принят закон КНДР «Об иностранных инвестициях», расширивший формы участия зарубежного капитала в экономике страны. В дальнейшем было одобрено еще несколько десятков законов, регулирующих различные аспекты деятельности иностранных инвесторов на территории Северной Кореи. При этом правительство КНДР периодически пересматривает и дополняет законодательные акты в этой сфере, стараясь в целом идти по пути ускорения бюрократических процедур, а также расширения стимулов для иностранных инвесторов. С целью снижения рисков в середине марта 2012 г. северокорейские власти даже объявили о создании компании по страхованию иностранных инвестиций.

В целом, можно отметить, что северокорейские законы в сфере привлечения иностранных инвестиций во многом схожи с китайскими, однако пока не столь детально проработаны. Иностранным инвестором в КНДР может быть как корпоративная организация, так и физическое лицо другого государства (а также «зарубежные корейские соотечественники» - в рамках соответствующих законов и правил). Иностранные предприятия могут осуществлять свою деятельность в КНДР только через местные бизнес единицы. Как и в Китае, их основные типы – корпоративная организация с ограниченной ответственностью и представительство. При этом представительства иностранных компаний в КНДР не образуют независимых юридических лиц и не могут вести коммерческую деятельность. Их главной задачей является действовать в качестве консультативных офисов для головных иностранных предприятий, с помощью которых последние могли бы осуществлять контакты внутри КНДР и исследовать возможности для более существенных инвестиций.

Таким образом, основным механизмом для осуществления прямых иностранных инвестиций в КНДР являются корпоративные организации, имеющие статус юридических лиц. Они могут быть учреждены в форме совместного предприятия (СП) или предприятия, полностью принадлежащего иностранному капиталу (ПППИК). Закон КНДР выделяет два типа СП – совместные акционерные предприятия и совместные предприятия по контракту. Управление первыми осуществляется совместно по соглашению между акционерами, а прибыль распределяется пропорционально объемам инвестиций каждой из сторон. Управление совместными предприятиями по контракту осуществляет северокорейский партнер, а иностранный инвестор получает, в зависимости от условий контракта, частичное или полное возмещение своих инвестиций и причитающуюся ему часть прибыли. В случае с ПППИК иностранный инвестор на свое усмотрение осуществляет инвестирование и управление предприятием.

На практике иностранные инвестиции в КНДР в основном осуществляются по каналам создания совместных предприятий. В такой форме иностранные бизнесмены имеют возможность вкладывать в более широкий круг сфер и фактически на всей территории Северной Кореи. Законы КНДР очерчивают круг отраслей, в которых невозможно открытие предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. Среди них такие стратегически важные сферы, как издательское дело, печать, радио- и телевещание, образование, культура, здравоохранение, телекоммуникации. Кроме того, иностранным инвесторам разрешено создавать СП на всей территории КНДР, а ПППИК могут быть открыты только в специально установленных зонах.

В законодательстве КНДР перечислены поощряемые и разрешенные для иностранных капиталовложений сферы. Инвестиции в поощряемые секторы (высокие технологии, производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров, разработка природных ресурсов, строительство инфраструктуры, научные исследования и развитие технологий) могут пользоваться преференциальными налоговыми тарифами и более выгодными условиями аренды земли. Инвестиции в разрешенные секторы (среди них различные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, телекоммуникации, наука и технологии, туризм, торговля и финансы)могут получить одобрение властей, но без предоставления преференциальных условий.

Важным направлением политики КНДР по привлечению иностранных инвестиций является создание внутри страны специальных экономических зон (СЭЗ), на территории которых обеспечиваются более выгодные условия для ведения бизнеса в определенных секторах экономики. В 1993 г. КНДР приняла закон о создании специальной торгово-экономической зоны Раджин-Сонбон (позднее переименованной в Расон). В 2002 г. были образованы особый административный район в Синыйджу, особый промышленный комплекс в Кэсоне и особая туристическая зона в Кымгансане. В 2011 г. создана экономическая зона на островах Хвангымпхен и Вихва, а также внесены поправки в закон о ТЭЗ Расон. Помимо общих гарантий для иностранных инвестиций в СЭЗ было официально разрешено валютное денежное обращение и беспошлинный вывоз капитала, установлены преференциальные налоговые тарифы и отсутствие таможенных пошлин для ввоза и вывоза товаров, если они необходимы для производства или являются продукцией, произведенной в зоне. В настоящее время основные усилия КНДР сосредоточены на привлечении иностранных инвестиций в ТЭЗ Расон, где предоставляются наиболее выгодные и гибкие условия.

В качестве примера налоговых льгот для иностранных инвесторов можно привести шкалу налога на доходы предприятий. Ее обычная ставка составляет 25%; для предприятий зарубежных корейских соотечественников, имеющих гражданство КНДР, она снижена до 20%, для бизнеса в торгово-экономической зоне Расон – до 14%, а для инвесторов в поощряемые секторы – до 10%.

С целью расширения международного сотрудничества и обменов с 2011 г. в ТЭЗ Расон КНДР ежегодно проводит международную торговую ярмарку, на которой иностранные компании представляют свою продукцию различного ассортимента (от текстильных товаров до продукции машиностроения и транспортных средств). Число участников выставки ежегодно растет, и в 2012 г. в ярмарке приняли участие 130 фирм из Китая, России, Франции, Швейцарии, Чехии, Швеции, Тайваня и других стран.

Основным органом КНДР по взаимодействию с иностранными инвесторами и регулированию иностранных инвестиций на территории страны в настоящее время является контролируемая кабинетом министров комиссия по совместным предприятиям и инвестициям. Она была создана в июле 2010 г., а в конце 2011 г. открыла свой офис в Пекине.В 2011-2012 гг. в Китае и самой КНДР был проведен ряд мероприятий, направленных на информирование инвесторов о потенциальных возможностях в КНДР и привлекательных условиях в северокорейских экономических зонах. На семинарах представители северокорейских предприятий (в основном из отраслей добычи полезных ископаемых, разведения марикультур, производства одежды, а также сферы торговли) представляли приглашенным руководителям китайских компаний свои инвестиционные проекты. Проведение подобных мероприятий говорит о все более активной позиции, которую занимает КНДР в вопросе привлечения иностранного капитала в страну. При этом инициативность северных корейцев не ограничивается Китаем, но способна простираться и на другие страны, лишь бы был интерес со стороны местного бизнеса.

Существенным недостатком инвестиционного климата КНДР на современном этапе является фактическое отсутствие правовых гарантий для иностранных инвесторов в случае спорной ситуации. В связи с этим одной из наиболее чувствительных тем для иностранного бизнеса в КНДР является механизм разрешения споров. Законом предусмотрено, что все споры, возникающие по поводу иностранных инвестиций, должны быть урегулированы посредством консультаций, а в случае невозможности достичь договоренности – через арбитраж или судебные процедуры КНДР, или же спор может быть вынесен на арбитражное урегулирование в третьей стране. Учитывая зависимость судебных органов КНДР от правительства и их ограниченный опыт рассмотрения сложных коммерческих споров, надежды на справедливое решение в пользу иностранного инвестора внутри Северной Кореи пока что мало. Пока неизвестно ни об одном из случаев реального рассмотрения споров между северокорейскими организациями и иностранными инвесторами ни в КНДР, ни с использованием арбитражного механизма третьей страны.

Основными факторами, стимулирующими интерес иностранного бизнеса к КНДР, являются крупные запасы некоторых видов полезных ископаемых, дешевая и квалифицированная рабочая сила, выгодное географическое положение, растущий потребительский рынок. При этом в условиях сравнительной «незанятости» рынка конкурентами иностранные инвесторы имеют возможность получать солидную прибыль от своих вложений в Северную Корею. В результате, несмотря на сопутствующие риски, нельзя не отметить определенный позитивный эффект от усилий руководства КНДР по привлечению в страну иностранного капитала в 21 веке. По оценкам ЮНКТАД (которые можно считать весьма консервативными), объем накопленных прямых иностранных инвестиций в КНДР увеличился с 1044 млрд. долл. в 2000 г. до 1475 млрд. долл. в 2010 г., что свидетельствует о выраженной положительной динамике последних 10 лет.

Подводя итог, можно констатировать, что целенаправленный курс на привлечение иностранных инвестиций является долгосрочной стратегией нынешнего руководства КНДР. Северная Корея идет по пути законодательного закрепления и продвижения все более выгодных условий для иностранных инвесторов, особенно на территории специальных экономических зон. И хотя они все еще далеки от международных стандартов, существенный прогресс последних лет налицо. Очень важной задачей для северокорейского руководства остается убедить потенциальных инвесторов в том, что эти законы соблюдаются на практике и не будут пересмотрены к худшему, а также выработать действенные способы уменьшения инвестиционных рисков, прежде всего, в части создания эффективного и прозрачного механизма разрешения споров.