Banner

Историческая наука до сегодняшнего времени считает войну в Корее (1950-1953 гг.) локальной, хотя это был самый масштабный и кровопролитный конфликт после Второй мировой войны, унесший несколько миллионов человеческих жизней. Эту войну именуют неизвестной и забытой, к сожалению, опыт ее не был востребован, а многие участники войны пребывают в безвестности, а погибшие похоронены тайно в чужой земле. О корейских событиях той поры запрещалось не только писать, но и говорить. Более сорока лет участники войны тайну своего участия в боевых действиях на территории Кореи хранили в себе. Всё скрывалось за фразой «находился в правительственной командировке…». Такое утверждение скрывало участников Корейской войны от фактического участия в боевых действиях на Корейском полуострове, так как давали подписку «о неразглашении тайны».

Советское руководство всячески скрывало от мировой общественности участие военнослужащих в Корейской войне. И. Сталин очень боялся, что если кто-нибудь из советских военнослужащих попадет в плен, все будут знать, что Советский Союз, создавший миф о своем миролюбии, участвует в Корейской войне. С целью сохранения секретности при переписке с китайскими и корейскими руководителями и послом СССР в КНДР Т.Ф. Штыковым по вопросам военно-политического характера И.Сталин использовал псевдоним: Филиппов, Фын Си, Чань фу. Этими тремя псевдонимами И. Сталин пользовался на протяжении всей войны и подписал свыше 90 ныне известных документов.

Первый псевдоним – Филиппов – Сталин использовал и подписал телеграмму руководителю Китая Мао Цзедуну, в которой он сообщал об одобрении решения правительства КНДР приступить к объединению Севера и Юга Кореи военным путем. Такова была цель начала войны между Северной и Южной Кореей.

Война началась в 4 часа утра 25 июня 1950 г. с внезапного нападения Северной Кореи на Южную. Это нападение было осуществлено с согласия Китая и при поддержке Советского Союза. В первые три дня войны северокорейские войска быстро продвинулись на юг за 38-ю параллель и с ходу овладели столицей Южной Кореи г. Сеул. Американское руководство было встревожено сложившейся ситуацией и поручило командующему американскими силами на Дальнем Востоке генералу Дугласу Макартуру лично ознакомиться с положением дел на фронте и доложить свое решение президенту.

30 июня Д. Макартур вылетел в Корею для ознакомления с обстановкой. Его сообщение в Вашингтон было удручающим: южнокорейская армия отступает в беспорядке, управление полностью расстроено, армия понесла потери около 60% личного состава и в случае непринятия срочных мер «полный коллапс» южнокорейской армии неизбежен.

Президент Г. Трумэн принял решение ввести в Корею сухопутные войска. В это время по требованию американских представителей было созвано экстренное заседание Совета безопасности, на котором всем членам ООН было предложено предоставить вооруженную и иную помощь в распоряжение объединенного командования. На это предложение откликнулись 16 государств-членов ООН, которые обратились с просьбой к США назначить командующего объединенными силами с разрешением использования флага ООН в операциях против северокорейских войск. Почти немедленно Дуглас Макартур был назначен президентом Г. Трумэном командующим войсками ООН в Корее с широкими полномочиями по использованию военно-воздушных сил.

По мере введения в бой новых частей американцев и их союзников отступать стали северокорейцы. В конце сентября был отбит г. Сеул, а через месяц захвачен Пхеньян – столица Северной Кореи. Ситуация в ходе Корейской войны быстро и непредсказуемо менялась. Силы противоборствующих сторон неоднократно пересекали 38-ю параллель, а после высадки американского десанта в порту Инчхон это событие положило начало перелому в ходе войны. Северокорейская армия оказалась на грани катастрофы. После успешной десантной операции в Инчхоне генерал Макартур был убежден: Китай и Советский Союз упустили шанс эффективно вмешаться в Корейскую войну, – и предлагал кардинальные меры: нанести удар по китайской территории к северу от реки Ялуцзян, не останавливаясь перед применением ядерного оружия. Но президент Трумэн отверг такой план, считая, что США в результате могут быть втянуты в Третью мировую войну против Советского Союза и Китая. Как отмечали историки, "в эти критические дни" мировое сообщество находилось на последней грани, отделявшей его от ядерной катастрофы.

Макартур, несмотря на это предупреждение президента, приказал командующему 10-м корпусом освободить "северо-восточный угол" Кореи вплоть до границы с Советским Союзом.

Китай и Советский Союз в сложившейся обстановке не могли быть безучастными и вступили в войну в ноябре 1950 г. Советское правительство приняло решение направить в Корею три авиадивизии, три дивизии зенитчиков, полк прожектористов, радиотехнические средства (станции орудийной наводки) и отдельный полк ночных истребителей. 27 ноября 1950 г. все соединения и некоторые другие части были сведены в отдельный 64-й истребительный авиационный корпус (ИАК). Китай, в свою очередь, принял решение помочь своему соседу силами китайских народных добровольцев, командиром которых был назначен маршал Пэн Дэхуай. С вхождением в войну китайских народных добровольцев сама война перешла в новую стадию и коренным образом изменила ситуацию на фронте, но никоим образом не изменила обстановку в воздухе. Американская авиация, господствовавшая в воздухе, наносила бомбово-штурмовые удары по тылам и коммуникациям северокорейских и китайских войск, по самим войскам и оборонительным сооружениям. В этих условиях наземная группировка северокорейских и китайских войск фактически была беззащитна от ударов с воздуха. Единственная надежда оставалась на советские ВВС.

Основной задачей 64-го авиакорпуса являлось прикрытие от налетов авиации противника стратегических объектов: мостов через р. Ялуцзян, гидроэлектростанции Супхун на этой реке, системы ирригационных плотин, коммуникаций и аэродромов на территории КНДР и Китая. Параллельно с выполнением боевых задач летчики 64-го ИАК выполняли задачу по переподготовке и переобучению китайских и северокорейских летчиков на современную реактивную технику.

Командный пункт 64-го ИАК размещался в г. Мукден, а авиасоединения дислоцировались на аэродромах китайских городов Мукден, Аньшан, Аньдун. Смена частей и соединений 64-го ИАК происходила после 8-14 месяцев пребывания на театре военных действий. Всего за период войны в Корее в корпусе сменилось двенадцать истребительных авиационных дивизий (28, 151, 50, 303, 324, 97, 190, 32, 216, 133, 37, 100-я ИАД), два ночных истребительных авиационных полка (351, 258-й ИАП), четыре зенитные артиллерийские дивизии (87, 92, 28 и 35-я ЗЕНАД), а из состава ВМФ: два авиаистребительных полка (578, 781-й ИАП), а также две авиационно-технической дивизии (18-я и 16-я АТД) и ряд других частей обеспечения.

Трехлетняя кровопролитная война в Корее закончилась 27 июля 1953 г. на тех же рубежах, на которых начиналась, и ни одна из сторон не могла считаться победительницей и никем не объявленная война завершилась неустойчивым трехмесячным соглашением.

Итоги войны впечатляют: авиационные и зенитные соединения 64-го истребительного авиационного корпуса уничтожили 1259 самолетов противника, свои потери: 335 самолетов, 8 зенитных орудий, 2 радиолокационных станций, 14 грузовых автомашин. Общие потери в живой силе в Корейской войне, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из них примерно 1 миллион - потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла около 500 тыс. человек. Вооруженные силы Южной Кореи потеряли 250 тыс. человек, США - 54 426 чел., войска ООН - 94 тыс. человек. Советский Союз, хотя формально и не принимавший участия в Корейской войне, также понес потери в количестве 315 человек.

В заключение хотелось бы отметить, что в тяжелейших условиях наши летчики, зенитчики, прожектористы, радиолокационщики и другие воины, в чужой форме, без документов, под чужими именами, на чужой территории, под большим секретом выполнили с честью свой воинский долг, проявив при этом лучшие качества воинов: советский патриотизм, мужество, верность воинскому долгу и присяге. К сожалению, корейская сторона никак не отметила и не отмечает боевые заслуги наших воинов.

Хочу также отметить и назвать командиров 64-го ИАК, которые умело, с достоинством и честью командовали корпусом. Первым командиров 64-го ИАК был гвардии генерал-майор авиации Иван Васильевич Белов (14.11.1950 - 27.09.1951) Вторым командиром 64-го ИАК был Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Георгий Агеевич Лобов (18.09.1951 - 26.08.1952). С октября 1952 года 64-й ИАК возглавил и командовал до окончания войны Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Сидор Васильевич Слюсарев (28.08.1952 - 27.07.1953). Эти три прославленных командира корпусов прошли Великую Отечественную войну.