Banner

Международная торговля - мощный инструмент общения и миростроительства между народами и странами. Как это может способствовать снижению напряженности на Корейском полуострове? Поскольку рост ядерной энергетики Северной Кореи рассматривается соседними странами как угроза, санкции ООН в настоящее время блокируют торговые возможности страны. Однако на недавнем 8-м съезде партии руководство КНДР объявило о повышении внимания к экономическому развитию страны. Каковы проблемы и возможности для Северной Кореи и ее соседей возобновить международную торговлю? Какие ресурсы, продукты и услуги в Северной Корее вызывают международный интерес? Эксперты предложат свои взгляды на то, какие шаги следует предпринять как Северной Корее, так и остальному миру, чтобы получить взаимные выгоды, которые потенциально может предложить им международная торговля.

Докладчики вебинара:

Оле ТоресенОле Торесен, заместитель координатора, Международной Ассоциации за мир и экономическое развитие по Европе и Ближнему Востоку. Оле Торесен родился в Норвегии на острове за полярным кругом. Он успешный бизнесмен, помогавший ряду различных неправительственных организаций. Он много путешествует и неоднократно бывал в Южной Корее. У него и его жены пятеро детей, один из которых женат на кореянке. В настоящее время он является заместителем координатора Международной ассоциации за мир и экономическое развитие (IAED) по Европе и Ближнему Востоку.

Марсия д-АбрёМарсия Де Абреу, генеральный директор Федерации женщин за мир во всем мире Европы, Испания. Родилась и выросла в Бразилии; замужем за испанцем с 1989 г . У нее с мужем двое детей. Она получила степень бакалавра социологии в Федеральном университете Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия, и степень магистра религиозного образования Богословской семинарии Объединения, Барритаун, Нью-Йорк, США. Она была председателем Федерации женщин за мир во всем мире в Испании более 20 лет и является генеральным секретарем Федерации женщин за мир во всем мире в Европе с августа 2019 года. Она имеет большой опыт в организации конференций, семинаров и церемоний женских сестринских отношений, благотворительных акций, конкурсов и выступлений. Кроме того, она помогала организовать европейские конференции Федерации женщин за мир во всем мире в Европейском парламенте в Брюсселе, Албании, Испании, а также различные вебинары в Европе.

Др. Павел Лешаков, советник Посольства России в Республике Корея, Россия. Др. Лешаков окончил Институт Африки и Азии МГУ им. Ломоносова, работал научным сотрудником Всесоюзного института научно-технической информации. С 1990 по 2012 год он был преподавателем Института Африки и Азии МГУ, а с 2008 по 2012 год был директором Международного центра корееведения МГУ. С 2009 по 2011 год он возглавлял Российскую ассоциацию университетских корееведов, а с 2011 по 2015 год был вице-президентом Европейской ассоциации корееведов. Он - специалист по экономике и работает консультантом по экономическим вопросам в посольствах и МИД России. С 2012 по 2018 год он был советником посольства России в КНДР, а в настоящее время является советником посольства России в Сеуле, Республика Корея.

Таль РешевТаль Решеф, бывший директор Азиатско-израильского бизнес-форума, бизнес-консультант и лектор по развивающимся рынкам, Израиль. Г-н Решеф является экспертом по ведению бизнеса на развивающихся рынках Азии, Африки и Латинской Америки в мультикультурной среде. Он специализируется на приобретении и импорте, ведении переговоров, найме, управлении и перемещении сотрудников, а также на привлечении инвесторов. Он - редактор «Путеводителя для импортера из Китая» и обозреватель по бизнесу и экономике в Восточной Азии.

Герберт Фрисахер, бывший агент Корейского агентства по продвижению торговых инвестиций, Вена, Австрия. Г-н Фрисахер - бывший агент Корейского агентства по содействию торговым инвестициям в Вене, Австрия. После окончания учебы работал журналистом в различных изданиях в Вене. С 1986 по 1989 год он был внештатным журналистом в различных австрийских газетах и журналах, уделяя особое внимание Центральной и Восточной Европе. С 1989 по 1991 год он был европейским корреспондентом южнокорейской ежедневной газеты «Сеге Ильбо». С 1991 по 2019 год он работал в Корейском агентстве содействия торговле и инвестициям (KOTRA), корейской правительственной организации по торговле и инвестициям, где он был старшим менеджером и советником корейского комиссара по торговле. Он также отвечал за координацию работы с прессой и проводил исследования в Северной Корее. В настоящее время он является частным консультантом по исследованиям.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ:

Павел Семенович ЛешаковДр. Павел Семенович Лешаков

проанализировал потенциал и преимущества торговли и деловой активности с Северной Кореей. Он подчеркнул следующее.

Конец 2021 года ознаменует собой первое десятилетие председательства Ким Чен Ына в руководстве Корейской Народно-Демократической Республики. За эти годы произошли коренные изменения в экономической стратегии страны. В марте 2013 года политика его отца «военные прежде всего» была заменена «параллельной линией развития экономики и создания ядерного арсенала». После серии испытаний атомных боеголовок и успешного запуска межконтинентальной баллистической ракеты Ким Чен Ын объявил в декабре 2017 года о «завершении наращивания государственных ядерных сил», а на пленарном заседании Корейской рабочей партии в апреле 2018 года заявил, что «все усилия партии и страны будут сосредоточены на социалистическом хозяйственном строительстве». Переход от политики «прежде всего военное развитие» к политике «ориентированности на людей» был подтвержден 8-м съездом партии, состоявшимся в январе 2021 года.

Сдвиг в экономической стратегии привел к следующим важным событиям.

Замена рассредоточенной системы управления экономикой, состоящей из Кабинета министров, Корейской рабочей партии и вооруженных сил во время правления Ким Чен Ира, системой «единого экономического управления», сосредоточенной на Кабинете министров. Значительное повышение автономии предприятий и колхозов за счет внедрения «социалистической системы ответственности предприятий» и «системы управления ответственностью фермерских хозяйств».

Маркетизация экономики через диверсификацию механизма распределения в стране, создание рынков труда и финансовых рынков, расширение субъектов, нацеленных на внешнюю торговлю, и поощрение иностранных инвестиций.

Долларизация экономики, которая приняла форму замещения местной валюты стабильными иностранными валютами из-за инфляции и долгой истории неэффективного экономического и финансового управления. По оценкам Корейского института развития, с 2013 года около половины обычных северокорейцев полагались на китайский юань вместо местной валюты в своей повседневной хозяйственной деятельности.

Подводя итог, стратегия председателя Ким Чен Ына была направлена на достижение экономического роста за счет расширения рыночной системы при сохранении стабильности режима за счет усиления государственного управления экономикой.

Фактически, расширение субъектов, участвующих во внешней торговле, и большая автономия, предоставленная организациям, связанным с торговлей, способствовали росту внешней торговли, которая выросла на 20% в 2012-2014 годах, достигнув своего пика в 7,6 млрд долларов США (без учета межкорейских товарных бирж). Большая открытость для мирового рынка (в основном китайского) привела к быстрому росту импорта потребительских товаров и продуктов питания, появлению сети частных рынков и росту консьюмеризма (потребительства), усиленному свободным обращением наличной иностранной валюты. Наряду с экспортом основным источником твердой валюты были северокорейские рабочие, отправленные на работу за границу.

Все эти события были в принципе благоприятны для деловой активности и потенциально выгодны для иностранных игроков. Тем не менее, строгие международные и двусторонние санкции, введенные в отношении КНДР с 2017 года за реализацию ядерной программы и программы баллистических ракет, оставили мало места для взаимодействия Северной Кореи с мировой экономикой. Более того, суицидальные ограничения на трансграничные передвижения, введенные режимом во время вспышки пандемии Covid-19, ухудшили ситуацию до точки невозврата. Для того, чтобы пережить санкции и пандемию, 8-й съезд партии в качестве своей основной стратегии выделил «самореабилитацию» и «самодостаточность», готовя людей к новому «трудному маршу» в самоизолированном «королевстве отшельников».

В завершение д-р Лешаков сказал, что возобновление взаимодействия Северной Кореи с внешним миром, особенно в сфере легального бизнеса, полностью зависит от отмены международных санкций и успешной борьбы с пандемией Covid-19. Возможности этих изменений в ближайшем будущем маловероятны. Более того, даже несмотря на то, что санкции и пандемия закончились, из-за многих неопределенностей и рисков, а также из-за особого менталитета местного бизнеса, парализованного внешними ограничениями и зигзагообразной политикой, экономическое сотрудничество с Северной Кореей должно быть в первую очередь начато государственными компаниями или НПО, а не частными компаниями. Во время работы в посольстве России в Пхеньяне экономическим советником в 2013-2016 годах (незадолго до самых жестких санкций ООН) у нас было несколько совместных проектов в сфере торговли и инвестиций с участием российских частных компаний. Ни один из этих проектов не увенчался успехом.

Герберт ФризахерГерберт Фрисахер

перечислил стратегические экономические цели Северной Кореи на ближайшее и среднесрочное будущее. Он показал основные сообщения на 8-м съезде партии КНДР, который состоялся в начале 2021 года.

Когда мы делаем бизнес с определенными странами, важно знать культурные, экономические и деловые особенности, а также бизнес-цели. Хорошо знать политическую ситуацию, законы, ограничения и т.д. Мы говорим здесь о Северной Корее. КНДР имеет исключительную иерархическую, организованную и контролируемую социальную и бизнес-структуру. КНДР имеет изолированную и жестко контролируемую командную (или плановую) экономику. Экономика централизованно планируется и координируется правительством.

Генеральный секретарь Ким Чен Ын объявил на этом конгрессе о некоторых мерах, которым страна должна следовать, чтобы получить шанс на выживание в политическом и экономическом плане. Факт таков: в настоящее время Северная Корея сталкивается с рядом проблем из-за ужесточения санкций с 2016 года и пандемии 2020 года.

Он перечислил 10 экономических направлений:

Первое: что насчет внешней торговли?

Статистика торговли показывает, что страна переживает драматическое развитие: импорт Северной Кореи снизился на 45% с 2019 по 2020 год, экспорт снизился на 72%. Также двусторонняя торговля с Китаем снизилась более чем на 70%. Из-за санкционной политики Ким Чен Ын решил искать решения внутри страны. Основная стратегия на предстоящую пятилетку, по-видимому, заключается во «внутреннем производстве», другими словами: импортозамещении. Это совпадает с идеологией чучхе КНДР (что означает опора на собственные силы), направленной на сохранение и развитие страны в условиях автаркии (т.е. создание замкнутой экономической системы, использующей только внутренние возможности). Это означает: активная торговля с Северной Кореей может оказаться сложной задачей.

Второе: промышленность.

Металлургическая и химическая промышленность считаются ключевыми элементами экономического развития. Обе они типичны для социалистической экономики и напоминают аналогичную стратегию Южной Кореи 1970-х годов. В нынешней ситуации экономической изоляции импортозамещение в этой области действительно имеет свои преимущества, поскольку продукция этих отраслей также является ключевой составляющей для многих других секторов. Северная Корея находится в удачном положении, так как обладает большинством минеральных ресурсов, необходимых для работы собственной металлургической и химической промышленности. Планы по замене сырой нефти, которая пока недоступна в Северной Корее, альтернативными сырьевыми ресурсами, такими как уголь, рекламировались в течение многих лет в официальных публикациях. Однако такие отрасли требуют крупных вложений капитала и технологий, а также им нужны экспортные рынки для рентабельной работы.

Третье: сельское хозяйство.

Что касается сельского хозяйства, Ким Чен Ын подчеркнул, что объем государственных закупок должен достичь уровня 2019 года в течение следующих двух-трех лет. Это можно интерпретировать как призыв к увеличению производства зерна, так и как желание уменьшить долю зерна, свободно торгуемого на рынке, и вернуться к доминированию государственного распределения через систему нормирования или через магазины, субсидируемые государством.

Четвертое: лесонасаждение или облесение.

В отчете Ким Чен Ына речь о лесном хозяйстве шла до сельского хозяйства, что указывает на относительно более высокий приоритет. Сообщается, что лесовосстановлено «около 1 миллиона гектаров земли». Во время дискуссии об изменении климата во всем мире Ким Чен Ын может подать знак международному сообществу, что Северная Корея прилагает усилия по сокращению выбросов CO2, или, возможно, это можно рассматривать как привлечение внимания мира в вопросе того, на что Северная Корея направляет международное финансирование. Факт в том, что Северная Корея потеряла огромные площади леса в результате войны, а затем для заготовки дров.

Пятое: строительство и производство цемента.

Строительная деятельность также представляется очень важной. Председатель Ким упомянул, что 50 000 новых квартир будут построены в Пхеньяне и 25 000 новых домов в горнодобывающем районе Комдок (который также является местом расположения печально известного трудового лагеря). В этом контексте лидер КНДР объявил о цели производства восьми миллионов тонн цемента в течение следующей пятилетки.

Шестое: акцент на сельские районы и местный уровень.

В своем объяснении Ким Чен Ын, похоже, уделяет большое внимание развитию местных территорий. На ум приходят параллели с развитием Южной Кореи. Особенно, инициатива начала 1970-х годов при диктатуре Пак Чон Хи. Она называлась «Движение новой деревни». Инициатива была направлена на сокращение разрыва между качеством жизни в городских и сельских районах с помощью таких мер, как улучшение инфраструктуры (дороги и мосты), замена соломенных крыш на более прочные материалы, а также содействие здравоохранению, образованию и культуре. Конкретные меры экономической политики в этом отношении включали поставку цемента для строительства в населенные пункты.

Седьмое: Развитие мобильной связи, кабельного вещания и коммерческих услуг, а также ИКТ (Информационных и коммуникационных технологий).

Председатель Ким требует представить «мобильную связь нового поколения». Кабельное вещание продвигается как способ улучшить сферу развлечений, но оно также является удобным способом для государства контролировать потребление средств массовой информации гражданами. В этом контексте также следует упомянуть, что Северная Корея пригласила иностранные телекоммуникационные компании для работы в КНДР. Например, была приглашена Osracom из Египта. Koryolink и китайская Huawei разработали СП (совместное предприятие) - телекоммуникационную систему, а также тайно помогли построить беспроводную связь в КНДР. И не стоит забывать о хорошо развитых в Северной Корее IT-компаниях, которые специализируются на производстве программного обеспечения, а также анимации для западных компаний. Во время Covid-19 КНДР разработала собственную систему видеоконференц-связи, приложила усилия для организации удаленных встреч, телемедицины и систем дистанционного обучения. Что многих удивляет: КНДР также выпускает относительно качественные планшеты (Samjiyon).

Восьмое: Туризм.

Туризм следует продвигать с двумя целями: во-первых, «предоставить возможность людям наслаждаться более цивилизованной жизнью», что может означать либо развитие внутреннего туризма, либо получение доходов для местной индустрии гостеприимства за счет иностранных посетителей; и, во-вторых, «распространить в мире меняющийся имидж страны». Другими словами, в пропагандистских целях. Курорт Гора Кумган на юго-востоке специально упоминается в отчете Ким Чен Ына на партийном съезде: после недавнего визита туда Ким Чен Ына, Северная Корея действительно намеревается восстановить эти туристические объекты - но для кого? Это вызовет у Южной Кореи вопросы о возможности продолжения сотрудничества и владении южнокорейскими активами.

Девятое: планы по созданию атомной энергетики.

Это относительно логичный шаг, учитывая, что у Северной Кореи хронические проблемы с производством энергии. КНДР обладает собственными внутренними запасами урана и за последние несколько десятилетий добилась значительного прогресса в ядерных технологиях. Планы по обеспечению ядерной энергией существуют по крайней мере с 1994 года. Замечания Ким Чен Ына о «ядерной энергетике», тем не менее, вызовут беспокойство на Западе из-за их потенциала быть использованными для усиления ядерной программы страны.

Десятое: Северная Корея демонстрирует более дружеские отношения с Китаем.

В своих замечаниях о внешней политике и внешней торговле Ким Чен Ын положительно отзывался о перспективах дипломатического и экономического сотрудничества «с социалистическими странами», что, кажется, указывает на надежду на более тесное сотрудничество, главным образом с Китаем. Это неудивительно, учитывая немногочисленные возможности, которые сейчас есть у Северной Кореи, и способность Китая в Совете Безопасности ООН наложить вето на введение дальнейших санкций в отношении Северной Кореи.

Таков по мнению г-на Герберта Фрисахера, путь, по которому экономика Северной Кореи может пойти в среднесрочной перспективе. И, наконец, самый главный вопрос: могут ли решения последнего съезда партии КНДР стимулировать деловую активность? Герберт Фрисахер отвечает: "Возможности есть всегда!".