Banner

Специальная консультация «Перспективы диалога и примирения в Сирии: роль религии в международных отношениях» состоялась в Аммане, Иордания, 12-13 октября 2013 года. Председательствовали на программе генсекретарь UPF Ближнего Востока Дэвид Фрезер Харрис и известный мусульманский общественный деятель из Иордании д-р Хамди Мурад. В программе участвовали эксперты в области религии и религиозные деятели из разных стран. Среди них были верховный муфтий хашемитов Иордании д-р Абд Аль Карим Салим, Аль Хасавнех, д-р Филотеос Фараг и епископ коптской церкви Эль Шахидейн, Судан.
{besps}2013_Jordan|width=600|height=400|align=1|csort=1-2345{/besps}

Предваряя дискуссию, президент Федерации за всеобщий мир отметил: «Несмотря на сотрудничество России, США и ООН, конфликт по типу обычной гражданской войны по-прежнему не угасает. Решение не выработано, хотя химическое оружие не представляет угрозы. Потеря жизней и перемещение невинных людей продолжаются. Конфликт оказался в патовой ситуации. Мы собрались здесь, чтобы выяснить, каким путем религии, религиозные организации, верующие и религиозные лидеры могут действовать более эффективно в поиске мирного урегулирования конфликтов в Сирии и во всем мире».

Д-р Маркус Брайбрук, президент Всемирного конгресса религий, Великобритания, в частности, сказал: «На наши суждения влияет исторический опыт. Сегодня общественное мнение настроено против военного вмешательства, поскольку слишком высокую цену человечество заплатило за вторжение в Ирак и Афганистан. Мы также признаем, что "гуманитарная интервенция" может служить прикрытием для смены режима и продвижения национальных интересов». Д-р Абдулджалил Саджид, директор и имам мусульманского Совета по религиозной и межрасовой гармонии, Великобритания, подчеркнул: «В наиболее нестабильных регионах мира ученые и практики предлагают новые подходы к построению мира с учетом культуры и традиций коренного населения, в том числе и религий. Например, ислам как религия и традиция учит практике ненасилия и миротворчества. С момента своего становления мусульманские общины опирались на ценности и принципы мира. Тем не менее, после терактов 11 сентября 2001 года имеется большое число исследований, в которых не признается мирный характер исламской традиции. Они делают упор главным образом на исламский фундаментализм и появление и рост радикальных исламских движений». Д-р Саджид указал, что есть ряд красноречивых исторических примеров, указывающих на возможность сосуществования исламской и христианской культур. «Отношения между Абиссинией и ранним исламским государством – отличный пример в опровержение классической концепции двух территорий (дар Аль-Ислам и дар Аль-Харб), которая предусматривает постоянные войны против немусульманских политических сообществ. Малик ибн Анас, основатель юридической школы права, утверждает, что мусульмане не должны завоевывать Абиссинию, ссылаясь при этом на хадис Пророка "Оставьте абиссинцев в мире настолько, насколько они оставят вас в покое". Он признает, что, возможно, цитата не совсем точна, но подчеркивает: «Люди по-прежнему избегают нападать на Абиссинию: она сохраняла свою христианскую идентичность и после установления ислама в Аравии и Северной Африке. Несколько мусульманских семей жили там в IV веке Хиджра. С самого начала абиссинцы оказали гостеприимство ранним мусульманам, которые, спасаясь от преследования курейшитов, укрылись в Абиссинии. Мусульмане приняли абиссинцев и в дальнейшем защитили их от преследователей, которые хотели вернуть мусульманских беглецов на родину. Хорошие отношения между Абиссинией и аравийскими мусульманами продолжались, и в то время Абиссиния была единственной страной, признавшей существование ислама».

Д-р Леонард Свиндлер, профессор религиоведения, университет Темпл, США, призвал участников консультации обратить внимание на гуманитарный аспект сирийской проблемы. Он указал: «Мы должны предложить меры, которые послужат на пользу более чем миллиону беженцев из Сирии. Мы должны создать систему образования для детей-беженцев, особенно женщин и детей. Подавляющее большинство разрушительного насилия совершают мужчины. Образование женщин и их растущее влияние на принятие решений значительно помогут в поисках разрядки проблемы насилия».

Англиканский епископ Риа Або Эль-Ассал из Иерусалима сказал: «Тот факт, что кризис в Сирии занимает в последнее время центральное место в дискуссиях ООН, является достаточным доказательством того, что вовлеченные стороны – не только сирийцы. Неудивительно, что внимание большинства международного сообщества приковано к этим событиям. Так называемая «арабская весна» обратилась кровавой осенью! Интересы местных общин отодвинуты на задний план или полностью игнорируются».

Профессор семитских и ближневосточных исследований Брикха Насорайя, университет Мардин-Артуклу, Австралия, подчеркнул: «Совсем недавно новая дипломатия, призванная положить конец гражданской войне, вступила на новый этап. Особенно это касается американской и российской инициативы, оказывающей давление на сирийское правительство, чтобы передать запасы химического оружия под всесторонний международный контроль. Этот шаг был полностью одобрен всем международным сообществом. За этим может последовать еще один шаг к ослаблению напряженности в Сирии, который окажет давление на Асада в пользу будущих договоренностей. В то же время срочная помощь должна быть предоставлена сирийскому народу, особенно беженцам и преследуемым меньшинствам. С этой задачей могут хорошо справиться НПО и религиозные организации».

Участвовавший в консультации известный дипломат и специалист по конфликтам на Ближнем Востоке и Кавказе д-р Асламбек Аслаханов рассказал о роли Российской Федерации как стабилизирующего фактора в этом горячем регионе. Он указал, что закончилось время однополярного мира, когда одна сверхдержава могла диктовать свои условия миру и игнорировать общепризнанные решения ООН. Российская Федерация в настоящее время готова выступить в качестве балансира и не позволить принятия односторонних решений. «Россия, – сказал д-р Аслаханов, – будет делать все, чтобы предотвратить насильственное вторжение в Сирию, и будет всегда выступать за мирное разрешение конфликта в регионе».

Понятно, что народы Ближнего Востока не должны мириться с такой ситуацией как с постоянной, хотя глубоко в подсознании почти каждого жителя Ближнего Востока таится мысль, что регион подвергается непрестанному насилию в силу какого-то проклятия. Ни иудаизм, ни христианство, ни ислам, ни какая другая религия не воспринимают это как неизбежную божественную волю. Следовательно, усилия в сторону прощения, примирения, миротворчества, толерантности, соблюдения прав человека и религиозной свободы не должны прекращаться. Из всех этих методов достижения цели наиболее эффективным является диалог. «Теологиям» ненависти и конфликта должен быть противопоставлен призыв к мирному урегулированию конфликтов. Несмотря ни на что, нам всем нужно хранить веру в то, что заразительно не только зло. Любовь, забота и миротворческие усилия также могут быть заразительными», – сказал Пол Моджез, колледж Розмонт, Пенсильвания, США.

Участники консультации также провели встречи с неправительственными организациями Сирии и Иордании. Они посетили лагеря беженцев для определения необходимых мер гуманитарной помощи. Межрелигиозное собрание единогласно приняло итоговую резолюцию – межконфессиональный призыв к миру в Сирии.

Константтин Крылов, UPF Eurasia